В клетках растений найдены ранее неизвестные структуры

Разместил: МирРа от 17-12-2020, 09:33
В клетках растений найдены ранее неизвестные структуры

Группа исследователей опубликовала статью, в которой описывается удивительная структура внутри органеллы, которая десятилетиями оставалась скрытой на самом виду.

Мы привыкли считать, что наши клетки и их содержимое изучены вдоль и поперек. Что ж, природа все еще способна преподносить человеку сюрпризы.

Органелла (маленькая часть сложного клеточного механизма) называется пероксисомой. Она представляет собой пузырьковидную мембрану, заполненную гранулированным белковым матриксом. Это не самый важный клеточный аппарат, если сравнивать с митохондриями или ядром, но именно он играет ключевую роль в разрушении и синтезе молекул.

Именно внутри пероксисом растительных клеток ученые обнаружили странные пузьрьки – ранее считалось, что ничего подобного в органеллах быть не может. Сами пероксисомы плавают вокруг клеток всех многоклеточных организмов, удаляя «реактивные» молекулы, содержащие кислород, и помогая расщеплять жиры. У людей и других млекопитающих они составляют всего 0,1 микрометра — достаточно малы, чтобы их было сложно разглядеть даже под самым мощным микроскопом.

«Пероксисомы в клетках дрожжей и млекопитающих имеют меньшее разрешение, чем разрешение световых микроскопов. С флуоресцентной микроскопией вы сможете увидеть всего лишь точку. Это предел, которого позволяет достичь свет», — объясняет биохимик из Университета Райса, Захари Райт.

Изучая растение Arabidopsis thaliana, он обнаружил внутри пероксисомы неожиданные структуры.

Арабидопсис, разновидность водяного салата, обладает крупными и ярко выраженными пероксисомами. В проростках они могут достигать 9-12 микрометров в длину — этого достаточно, чтобы не только четко различать их под микроскопом, но и заглянуть внутрь органелл.

«Яркие флуоресцентные белки в сочетании с гораздо более крупными пероксисомами у арабидопсиса облегчили процесс исследования. Я изучил работы 60-х годов и обнаружил, что эти аномальные структуры были открыты уже тогда – просто никто не понимал, с чем имеет дело», — признался Райт.

Как вы можете видеть на фотографии выше, команда обнаружила, что помимо нормальной мембраны, о которой наука знает давно, внутри органелл существует также множество других мембран, известных как везикулы. Эти везикулы (обозначенные зеленым цветом) плавают в матриксе (розовом).

Везикулы обычно используются для транспортировки молекул вокруг клетки или внутри органеллы. Они надежно удерживают свой груз в водонепроницаемом коконе, не позволяя ему вступать в реакцию с другими частями клетки.

Теперь ученым предстоит провести дополнительные исследования, чтобы подтвердить наличие таких же везикул в клетках человека и понять, какова их роль. Не исключено, что нам еще предстоит узнать множество удивительных вещей о собственном теле.

Источник: https://earth-chronicles.ru/news/2020-12-09-146578