Люди разных времён и земель открывают одни и те же конечные цели человеческой жизни. Будда первооткрыватель такой цели, как свобода от зависимостей, которая в своём пределе, когда ты свободен даже от привязанности к собственному существованию, выражается в выходе за пределы бытия и небытия. Данная цель оказалась близка также многим эллинистическим философам, особенно после их знакомства с индийской культурой в результате походов Александра Македонского.
Однако они не приняли её в чистом виде, но смешали с другими конечными целями. Пиррон Элидский, участник походов, смешал свободу от зависимостей с удовлетворением любопытства, стоики смешали её кто с достоинством, кто с самореализацией, ну а Эпикур Самосский с удовольствием. Для него наслаждаться жизнью и освобождаться от зависимостей одно и то же: мы наслаждаемся жизнью, освобождаясь от зависимостей, и освобождаемся от зависимостей, наслаждаясь жизнью. Поэтому в эпикурействе есть как общие черты что с классическим гедонизмом, что с буддизмом, так и существенные различия. Эпикурейская атараксия (слово заимствовано у Пиррона) - это не нирвана, а только упекха (упекша) - одна из ступеней на пути к полному освобождению, связанная с безмятежностью.
Автор: Юрий ТихонравовКомментарий к статье Сергея Голодко: Правильнее в данном сравнении использовать человеческое имя – Гаутама, который становится Буддой в результате духовного перерождения базирующегося в свою очередь на определённую систему мировосприятия. В силу общности принципов социального бытия для всех времён и народов естественным можно считать и сходство (аналогичность, подобие) умозаключений, к которым приходили независимо друг от друга мыслители. Так в абсолютно любой религиозно-философской доктрине при всём их многообразии очень легко выявить и схожесть неких ключевых смыслов. Конечно можно рассматривать это как подтверждение "боговдохновенности", но если бы это было действительно так и каждый индивидуум был бы абсолютно уникален ("артефактен"), то не могла бы сформироваться и такая научная дисциплина как психология, у неё просто не было бы эмпирической базы воспроизводимости принципов и взаимосвязей у объектов изучения.
Общественное бытие неразрывно связано с сознанием людей, они изначально взаимообусловлены и как бы представляют из себя некое диалектическое единство макро- и микрокосмосов и к ним вполне применим принцип – подобное из подобного.
Удивления и восхищения скорее достойна не схожесть как подтверждение общей закономерности, а как раз своеобразие и особенность как проявление многообразия в общности. Подобно тому как нормальна грамотность, но уникальны "Бесы" Достоевского или "Тихий Дон" Шолохова.
Источник:
https://yandex.ru/q/question/pochemu_filosofiia_epikura_nastolko_na_631c6cc2/?answer_id=766250&utm_source=morda&utm_medium=informer
Теги: филосифия Эпикур будддизм