Жутковатая Пустота Волопаса

Разместил: МирРа от 9-04-2021, 09:06
Жутковатая Пустота Волопаса

Когда мы смотрим на ночное небо, нам кажется, что звёзды равномерно рассыпаны в космическом пространстве, но это не так. Звёзды собраны в галактиках, а галактики группируются вместе, формируя гравитационно-связанные скопления. В целом, картина такова, что соседние галактики по космическим меркам расположены относительно близко друг к другу. Однако в далёких космических пространствах есть весьма жуткие места, где нет или почти нет галактик и галактических скоплений, а, соответственно, планет, астероидов, звёзд, туманностей, словом, это абсолютные чёрные бездны, тысячи и даже миллионы световых лет без света, лишь абсолютная чернота вокруг, и называются такие места войдами.

Пустые области между галактическими нитями имеют плотность примерно в 10 раз меньше величины, характерной для наблюдаемой Вселенной. Продолжительные наблюдения этих странных мест позволили предположить, что в них могут находиться протогалактические облака. Из этих разреженных участков могут формироваться галактики. Войды имеют границы – так называемые галактические нити. Помните крупномасштабную структуру Вселенной? Картинку, которую нередко сравнивают с нейронами головного мозга? Галактические нити сияют самыми разнообразными оттенками, а между ними – огромные пустоты, это и есть войды.

Та самая картинка

Почему же они образовались? Самое правдоподобное объяснение на сегодняшний момент – после Большого взрыва на ранних стадиях расширения Вселенной вещество не отличалось однородным распределением. Во время инфляционного периода, когда температура была невообразимо высокой (10х28 градусов), стремительно возрастали квантовые флуктуации. Они приводили к появлению зон неоднородной плотности материи. В одних направлениях вещество концентрировалось, а в других пространство оставалось незаполненным. Войдами стали области с аномально малой плотностью космического вещества. Учёные полагают, что в этих таинственных областях может прятаться тёмная материя, ведь она не имеет электромагнитного поля и недоступна для прямого наблюдения. Состав, природа этого вещества неизвестна. Её можно обнаружить только путём косвенных наблюдений и сложных математических расчётов. Скорее всего, она состоит из слабо взаимодействующих и массивных элементарных частиц.

Одним из примечательных войдов является Пустота Волопаса. Она находится в 700 миллионах световых лет от нас в одноименном созвездии. Её диаметр пугает – он оценивается примерно в 330 миллионов световых лет. Только представьте – даже со скоростью света лететь столько времени в абсолютной черноте! Причём, Пустота Волопаса – не такое уж редкое явление. По некоторым подсчётам, доля подобных пустот составляет около 50 % от всей Вселенной, а то и больше!

Созвездие Волопаса

Неужели в этой пустоте совсем ничего нет? Учёные считают, что всё же подобные пустоты заполнены неким содержимым – возможно, там есть сильно разреженные протогалактические облака из пыли и газа, формирующие впоследствии галакики, ну а о втором компоненте было написано чуть выше – это тёмная материя, ведь свет, проходящий через войды, преломляется, но чем?

Если бы мы хотели взглянуть на Пустоту Волопаса, то мы видели бы лишь глубокий чёрный цвет, и сразу вспоминается русская поговорка: «Темно, хоть глаз коли!». Пустота Волопаса была открыта в 1981 году американским астрономом Робертом Киршнером. Находка взбудоражила учёных, так как она абсолютно не вписывалась в привычное представление о Вселенной: звёзды находятся в галактиках, галактики – в скоплениях. С того момента появилось множество теорий: что Пустота осталась пустой ещё с самых ранних лет существования Вселенной; что это сверхмассивная чёрная дыра, пожирающая всё вокруг себя; что там прячутся от наших глаз инопланетные высокоразвитые цивилизации, а фанаты «Матрицы» и вовсе говорят, что якобы, «не прогрузились текстуры».

Но не всё так жутковато, как кажется на первый взгляд. Да, регион действительно напоминает немного форму сферы, но это не чёрная дыра, и галактики там всё-таки есть, только их очень мало. К настоящему времени в Пустоте Волопаса найдено 60 галактик, однако это слишком скромно для такого огромного пространства, потому что, если сравнить плотность Вселенной, то на такой участок должно приходиться около 10 000 галактик. Между этим количеством галактик огромное расстояние. Предполагается, что войд Волопаса – самый идеальный вакуум в космосе. В нём редко бы встречались не только камни и пыль, но и разного рода частицы. Для взаимодействия частиц в этой огромной пустоте могут уйти целые эпохи, если какое-либо взаимодействие вообще там возможно.

Учёные считают, что вещество притягивается именно к краям пустоты (ведь чем притянет сама пустота?!), поэтому она в своём стабильном пустом состоянии может пребывать бесконечно долго. Можно притянуть часть вещества, да, но не настолько же!

Кстати, ещё одной версией образования подобных гигантских пустот является то, что более мелкие пустоты сливались друг в друга, наподобие того, как несколько маленьких мыльных пузырей сливаются в один большой пузырь. Найденные галактики в Пустоте Волопаса имеют странные трубчатые формы. Учёные думают, что такой внешний вид их обусловлен тем, что они находились когда-то на границах меньших пустот, слившихся впоследствии воедино, однако, это лишь предположение, ведь почему так получилось – толком никто не знает.

Интересно высказывание Михаила Анисимова: «Пустота - это пустыня - идеальный вакуум, где частицы вещества летят через миллионы световых лет без стычек и перемен, и для них эта пустота – хранилище неподвижного времени… Время там стоит! » И действительно… Миллионы лет мрака и холода. Как там может идти время? И идёт ли оно там вообще?

Несомненно, войды – это одна из новых и необъяснимых загадок Вселенной.

Аuriel Astro