Учёные обнаружили источник тепла, стабилизирующий континенты

Разместил: МирРа от 27-10-2020, 07:42
Учёные обнаружили источник тепла, стабилизирующий континенты

По словам группы ученых, камни из континентального рифта Рио-Гранде предоставили редкие данные об активной геологии глубоко внутри земной коры, открыв новые доказательства того, как континенты остаются стабильными на протяжении миллиардов лет.

«Мы стремимся изучать горные породы, возраст которых составляет от миллионов до миллиардов лет, но в этом случае мы можем показать, что происходит в глубокой коре, почти на 30 км ниже поверхности Земли, в том, что с геологической точки зрения является современным днем», – рассказывает Джейкоб Сипар, аспирант в области геонаук Пенсильванского университета. «И мы связали то, что сохранилось в этих породах, с происходящими сегодня тектоническими процессами, которые могут стать важным шагом в понимании стабильности континентов».

Группа ученых, возглавляемая исследователями из Пенсильванского университета, обнаружила доказательства того, что тепло от мантии плавит нижнюю кору в рифте, где тектонические силы разрывают и истончают литосферу или кору и верхнюю мантию, которые составляют жесткий внешний слой Земля.

Нагревание континентальной коры считается важным для ее развития. Но этот процесс часто связан с утолщением земной коры, когда континентальные плиты сталкиваются и образуют горы, подобные Гималаям, отмечают ученые.

«Наши исследования показывают, что эти породы, которые считались связанными с горообразованием, на самом деле могли быть итогом истончением литосферы, как это происходит в современном рифте Рио-Гранде», – рассказывает Сипар. «И в более широком смысле, истончение литосферы может быть более важным, чем считалось ранее, для стабилизации континентов и предотвращения их погружения обратно в мантию». Исследователи представили свои выводы в журнале Nature Geoscience.

По словам ученых, континенты Земли имеют уникальную, богатую кремнием плавучую корку, которая позволяет суше подниматься над уровнем моря. Кора также содержит элементы, выделяющие тепло, такие как уран, которые могут дестабилизировать ее с течением времени.

По словам ученых, нагревание коры создает расплавленную породу, которая переносит эти элементы к поверхности, что приводит к более холодной и прочной нижней коре, которая может защитить континенты от поглощения мантией. Но остаются вопросы об источниках этого тепла.

«Мы предполагаем, что истончение литосферы на самом деле является устранением барьера, который отделяет тепло от коры», – рассказывает Эндрю Смай, доцент кафедры геолого-геофизических исследований Пенсильванского университета и консультант Cipar. «Удаление или утончение этого барьера в рифте Рио-Гранде, по-видимому, является причиной того, что генерирует тепло, необходимое для запуска этого процесса стабилизации континентальной коры. И это было упущено из виду в нашем понимании того, как континенты остаются стабильными».

Ученые вскрыли скалы, которые 20 000 лет назад подняли на поверхность вулканы в Нью-Мексико. По словам ученых, эти породы считаются геологически молодыми и важными, потому что они сохраняют контекст нижней коры.

«В записях горных пород по всему миру мы видим, что подъем их на поверхность нарушает первоначальные отношения с нижней корой», – рассказывает Джошуа Гарбер, исследователь из Пенсильванского университета. «Это делает действительно трудным использование более старых пород в попытках понять тектонику, а Рио-Гранде превращает в, вероятно, лучшее место для проведения таких исследований».

Ученые использовали аналитические методы, чтобы связать возраст минералов в породах с давлением и температурой, с которыми они столкнулись, пробиваясь сквозь земную кору.

Сходство между давлением и температурой от нижней коры Рио-Гранде и горных пород из других мест предполагает, что истончение литосферы важно для стабилизации континентов Земли.

«Данные, которые у нас есть из других мест, действительно хорошо согласуются с тем, что мы нашли в разломе Рио-Гранде», – рассказывает Гарбер. «Это актуально не только для западных территорий Соединенных Штатов. Это показывает, что внутренности континентов, вероятно, подвергались этому процессу в глобальном масштабе, по крайней мере, в течение последнего миллиарда лет».

Источник: https://discover24.ru/2020/10/uchenye-obnaruzhili-istochnik-tepla-stabiliziruyuschiy-kontinenty/