Ученые выяснили, что влияет на высоту гор

Разместил: МирРа от 17-06-2020, 05:41
Ученые выяснили, что влияет на высоту гор

Тектонические силы определяют высоту крупнейших горных хребтов, сообщили немецкие ученые. Результаты их исследования опубликованы 11 июня (2020 года) в журнале Nature.

Согласно источнику, ученые из Немецкого научно-исследовательского центра геофизики GFZ в Потсдаме и Мюнстерского университета провели анализ прочности литосферных плит и рассчитали силы, действующие вдоль границ их раздела — зоны субдукции, или погружения одной плиты под другую при их столкновении. Результатом такого столкновения являются горы.

Измерение теплового потока на границах сходящихся плит, определяющегося энергией трения, позволило ученым прийти к выводу, что высота гор не зависит, как раньше считалось, от соотношения скоростей подъема и разрушения (эрозии). Она определяется только балансом тектонических сил и изостатического равновесия земной коры и мантии, удерживающего горы «на плаву».

Вычислив результирующие напряжения, отвечающие за подъем или опускание гор, они увидели, что Анды, Гималаи, горы Японии и Суматры находятся в силовом равновесии, несмотря на принципиально разные скорости эрозии. Ученые предложили новую модель, согласно которой при быстрой эрозии скорость роста гор увеличивается, а высота не меняется. Это главное условие для достижения равновесия.

Ученые определили, что высота гор, приуроченных к зонам субдукции, зависит от тектонической силы сдвига в плоскости разлома. Иначе говоря, за их высоту отвечает сочетание горизонтальных и вертикальных напряжений. Они предполагают, что непосредственно под горами напряжение нейтральное. Причина тому — одинаковость горизонтального сжатия из-за тектонической силы пододвигающейся плиты и вертикально сжатия из-за веса столба горных пород.

Кроме того, вес столба породы пропорционален его высоте. Ученые пришли к выводу, что тектоническая сила, рассчитанная для каждого участка границы плит, может помочь в прогнозировании максимальной высоты гор. Однако это относится только к горам над зонами субдукции, и изучать таким же образом все горы мира пока еще рано. Для этого нужны дополнительные наблюдения и теории.

Источник: https://yandex.ru/turbo/s/rossaprimavera.ru/news/5f0a48ff?d=1&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews