Для борьбы с крысами британские генетики создали крысу-геномутанта.

Разместил: МирРа от 6-12-2017, 17:11
Для борьбы с крысами британские генетики создали крысу-геномутанта.

Британские генетики работают над проектом генетически модифицированной крысы, призванным выяснить, может ли такой подход обеспечить более гуманный способ борьбы с вредителями.

Цифры, опубликованные на прошлой неделе, показывают, что лондонские муниципальные советы ежедневно получают сотни жалоб на крыс и мышей, а в некоторых районах города местные власти сообщают о как минимум 10% росте популяции грызунов по сравнению с прошлым годом.

Большинство организаций и частных фирм, борющихся с вредителями, используют для борьбы с грызунами яд. Однако, как показывает практика, со временем крысы становятся устойчивыми к любым, даже самым сильным токсинам и с удовольствием эту биодобавку сжирают.

В то же время яд убивает других животных и накапливается в экосистеме, насыщая почву отходами жизнедеятельности крысиной популяции.

Теперь эксперты из Эдинбургского университета считают, что процесс, называемый ими «генный контроллер», поможет решить проблему. Он работает, распространяя гены бесплодия через популяцию, что приводит к катастрофическому падению числа особей в течение нескольких поколений.

Подобный подход уже тестируется у комаров, помогая контролировать такие болезни, как малярия и лихорадка Зика. Но теперь ученые хотят выяснить: может ли “генный контроллер” столь же эффективно работать у млекопитающих?

Технология использует стандартный метод редактирования ДНК под названием CRISPR. В его основе лежит естественный процесс, посредством которого бактерии борются с вирусами, связывая нуклеиновые кислоты чужеродных элементов для последующего их разрушения ферментами и другими особыми белками:

В теории грызуны генетически модифицируются в лаборатории, после чего они выпускаются в дикую природу, где они могли бы спариваться с представителями коренной популяции.

Профессор Брюс Уайлоу из Института Рослина Университета Эдинбурга, где был создана знаменитая овца Долли, говорит так:

«Впервые у нас есть технологии, которые могут уменьшить или уничтожить популяцию вредителей гуманным и видоспецифическим образом.

«CRISPR – это, пожалуй, самый захватывающий инструмент, который когда-либо попадал в руки биологов. Кроме того, это так же отличный инструмент для нас, чтобы вообще понять как работают гены, как они функционируют в животном или в растении.

Пришло время изучить, что может сделать эта технология».

Считается, что в Великобритании проживает более 10 миллионов крыс, а борьба с вредителями обходится Великобритании примерно в 1,2 миллиарда долларов каждый год.

Метод, предложенный для грызунов, известен как «х-разделение» (x-shredding).

Известно, что детерминация пола особей всех видов млекопитающих осуществляется посредством хромосомной пары X Y: мужские особи несут своих клетках обе хромосомы, женские особи содержат в своих клетках только хромосомы формы Х.

Ученые хотят вставить бактериальный генный код «x shredder» в ДНК самцов крыс, в результате чего вырабатываемые этим кодом белки начнут разрушать Х-хромосомы в их половых клетках. Как следствие в потомстве этих самцов никогда не появится женских особей или их будет критически мало для поддержания популяции. В итоге популяция вымрет.

Вместе с тем, существуют определенные опасения, что генетически модифицированные животные смогут покинуть свою целевую популяцию и воздействовать на другие экосистемы.

Доктор Гус Макфарлейн из Института Рослина, который возглавляет проект, сказал так:

«Это новая технология, поэтому есть определенные риски. Но мы работаем над тем, чтобы их просчитать.

Один из самых больших рисков, который нас беспокоит – воздействие измененных генов на нецелевые объекты.

Допустим, мы выпускаем эту крысу в Новой Зеландии, а она каким-то путем отправляется в Азию, что может иметь непредвиденные экологические последствия. Однако у нас есть особые стратегии смягчения эффекта, не допускающие, чтобы такое произошло».

В научном журнале Cell Press исследовательская группа опубликовала научную статью, рассказывающую о проекте.

Комментарий Редакции: Новость о крысах-геномунтах, которых генетики собрались выпускать из лаборатории, наделала много шуму на британских форумах, причем далеко не только конспирологических.

Большинство людей мыслят в основном образами, навеянными голливудскими фильмами ужасов и уже представляют, как по метро Лондона бегают размером с волка особи, пожирающие людей. Не факт, что такого, как уверяют генетики, не может быть, тем более, что в Британии крыс-гигантов встречают постоянно:

Как можно видеть, крысы-гиганты – это не персонажи из фильма ужасов, а реальный факт. На фото приведены грызуны, пойманные в Британии, но не сомневаемся, что они есть где угодно. Поэтому сложно представить, как такие особи будут дополнительно мутировать, получив новые мутантные гены. Например, сожрав своего более мелкого сородича из лаборатории.

Однако крысы-гиганты – это только один из вариантов. Всё может быть гораздо хуже, поскольку крысы являются промежуточным возбудителем многих заболеваний, например чумы. Блоха укусит мутантную крысу и насосется крови, содержащей не просто какую-то бактерию-возбудителя, а бактерию, которая, находясь в крови мутантной крысы, встроила в себя генокод, убивающий у млекопитающих X-хромосомы. В результате после укуса блохи человек тоже мутирует: его половые клетки тоже начнут разрушать Х-хромосому.

Кстати в истории описано много прецедентов, когда в тех или иных странах в то или иное историческое время случались тотальные провалы в рождении девочек – у людей рождались одни мальчики. Местные шаманы того времени били в магические бубны и вещали, что это грозное знамение и дело идет к войне. Шаманов можно понять: про CRISPR в средневековых университетах не преподавали, поэтому шаманам сложно было вообразить, что какие-то “боги” немного иногда вмешиваются в ДНК человека, подправляя социологические события – чтобы было кому ходить в атаку на полях намечающейся войны.

А война, похоже, действительно намечается ибо накануне войны не только рождается больше мальчиков, но и увеличивается популяция крыс. А как сообщается в статье между строк, крысы начали активно плодиться еще и в Лондоне.

Источник: http://infomaxx.ru/perevodika/dlya-borbyi-s-kryisami-londonskie-genetiki-sozdali-kryisu-genomutanta.html