Запрет на медвежатину до сих пор распространен в дальних деревнях и селах Сибири, где живут потомки русских переселенцев. Этнографы связывают его с древним пластом славянской культуры, в котором медведь выступал как тотемное животное – предок людей, их родственник или даже оборотень-бог, который появлялся перед людьми в «шубе», но где-то в глубине лесов жил без нее. Подобный запрет существовал не только у русских, но и у народов Сибири и Дальнего Востока: у якутов, нивхов, гольдов, эвенов. Правда, у этих народов запрет на медвежатину не был абсолютным – убийство зверя иногда все же случалось, но при этом сопровождалось ритуалом.
Русские «людей» не едятУ славянского населения Сибири запрет на медвежатину был вызван не только древними верованиями, множество из которых уже к XVIII векe были утрачены, но и самим видом освежеванного животного.
Этнограф из Иркутской области Галина Витальевна Афанасьева-Медведева в работе «Реликтовые формы медвежьего культа у русских Восточной Сибири» указывает, какие причины привели к запрету поедания медвежатину у русских.
На первом месте оказывается схожесть туши медведя с человеческим телом. Жители деревень указывают на похожее строение лап медведя и человеческих рук, туловища зверя с туловищем человека, а главное, наличие у медведицы молочных желез, похожих на женскую грудь.
Второе, что заставляет таёжников отказываться от медвежатины – это антропоморфность поведения медведя. Например, медведь во время купания моется так же, как человек: «Рыбачили вот на Сухой... медведь вышел к реке... он как человек, причинно место вымыл, гузённо и морду». Более того, медведица учит медвежат мыться, сама сталкивает их в воду и показывает, как это надо делать.
Медведь музыкален – может «играть» на сломанном стволе дерева, оттягивая щепу, отпуская и прислушиваясь к звукам, умеет свистеть, танцует.
Медведь любит играть, жители Иркутской области видели, как медведь играл с ведрами, которые побросали женщины, а потом надел ведро для потехи на ногу и ушел в лес, побрякивая им.
На Камчатке рыбаки не раз видели, что медведь при рыбной ловле прибегает к таким же приемам как человек: делает для рыбной ловли запруду – топь, мутит воду в улове, чтобы запутать рыбу, сбить ее с толку, а потом поймать. Бывалые таежники рассказывают, что медведь умеет плеваться и делает это весьма искусно – целит человеку в лицо.
Отмечают у животного и эмоции, схожие с человеческими – например, испуг. Считают, что «у медведя сердце слабое», и его можно напугать до смерти. Верят, что медведь может стыдиться и уйдет, если женщина покажет грудь или задерет юбку.
Таежники отмечают, что медведь занимается «любовью» как человек, а не как собака – «У их гон когда... они как люди, спят, – передком!»
Медведь, как и человек, умеет мстить. Афанасьева-Медведева указывает случай, когда в тайге добытчик кедрового ореха выстрелом из ружья напугал на берегу медведя. Ночью медведь пришел в лагерь, раскидал кучу кедровых шишек именно этого добытчика, обгадил ее, не тронув при этом шишки других людей.
Медвежатину сибиряки не едят из-за болезней, которые передаются через мясо медведей, а так же из чувства брезгливости. Последнее особенно касается медведей-людоедов. Запрет употреблять в пищу зверя, который сам ел или мог есть человечину – вот основной мотив наложения табу на медвежатину.
Лесных людей не едим!Запрет на медвежатину у сибирских народов тоже связан с тем, что животное похоже на человека. У якутов существуют предания о том, что когда охотники убивают медведя, то во время свежевания под шкурой находят то кожаный мужской пояс, а то – серебряные женские украшения, которые обнаруживают на пальцах в виде колец или на лапах – в виде браслетов.
Якутские охотники находят освежеванного медведя похожим на женщину. На эту тему существует предание, по которому женщина выходит замуж за медведя, рожает от него детей, воспитывает их, а сама уходит в лес и становится медведицей.
Специалист по палеоазиатам Лев Яковлевич Штернерг описывал подобный сюжет, существовавший в Приамурье у гольдов (нанайцев). По нему нанайская женщина родила детей (нани-хаlа) от медведя, а потом ушла в лес, к «мужу», взяв с детей обещание три года не убивать медведей, но дети ослушались и уже на третий год пошли охотиться и убили мать. Обнаружили они это, свежуя зверя – под шкурой у того был найден женский нагрудник.
Советский этнограф Ерухим Абрамович Крейнович в работе «Медвежий праздник у кетов» писал, что нивхи тоже считали медведя человеком – они верили, что у каждого зверя на поясе под шкурой есть мешочек, в котором медведь носит огниво и трут для розжига огня.
Не ешь родных!Но в некоторых случаях у сибирских народов допускалось охотиться на медведя и даже лакомиться его мясом. Подобная охота происходила редко, не чаще одного-двух раз в год и сопровождалась множеством запретов, соблюдение которых, как указывает культуролог Юлия Александровна Кошкарева в работе «Ритуальные запреты во время медвежьего праздника» должно было оградить охотников от мести животного.
Нельзя было называть зверя по имени или вслух говорить о цели охоты, после добычи медведя обязательно проводили ритуал прощания с ним, а позже – соблюдали целый ряд обычаев, связанных с мясом, костями и шкурой животного. У кетов существовал запрет оставлять тушу медведя у берлоги, они верили, что в берлоге зверь оживет. Нельзя было давать собакам слизывать кровь зверя-предка – это было вызвано все той же схожестью медвежьей туши с человеческим телом. При разделывании туши нельзя было ломать медведю кости, а все остатки пиршества следовало особым образом похоронить.
Множество запретов сосуществовало в части поедания разных частей туши медведя или отдельных органов. У орочей женщинам вообще запрещалось притрагиваться к мясу медведя – есть его могли лишь мужчины. Подобный запрет существовал у манси и хантов – он был связан с мифом, по которому «человеческая дочь медведя» не должна была есть медвежатину из страха съесть своих родных.
Подытоживая написанное, можно с уверенностью сказать, что основной мотив запрета на медвежатину была опасность каннибализма – реального, если медведь же ел человечину или мифологического – если его почитали как предка и близкого родственника людям.
Источник:
http://planetatain.ru/news/lesnye_ljudi_pochemu_zhiteli_sibiri_nikogda_ne_edjat_medvezhatinu/2020-07-26-39514
Теги: медвежатина медведь охота на медведя