Новое на форуме

Тема Автор Ответов Дата Последний
Мини-Чат
Статьи

Что говорят о музыке религии

Разместил: МирРа от 11-01-2019, 10:07
Что говорят о музыке религии


Большинство религий сходятся в том, что природа музыки двойственна (хотя понимание и объяснение этой двойственности в разных учениях совершенно различное).

Если коротко, то:

- есть музыка возвышенная, нравственная, которая способна приблизить человека к Богу (просветлению, лучшему перерождению и так далее);

- и есть музыка низкая, развлекательная, которая в лучшем случае безвредна, а в худшем способна погубить душу.

Но не всё так просто!

Буддизм

Буддизм относится к музыке мягко — но и особенной силы за ней не признаёт. Развлекательная музыка погружает человека в суетность и уводит от поисков нирваны, но не более, чем любые другие развлечения. Нет представления о "демонической", губительной музыке.

Правильная музыка используется для медитаций. Особенно славны этим флейты в дзен-буддизме. Знамениты и флейты тибетских буддистов... но это очень разные флейты.

Флейта дзен прежде всего тиха и безмятежна.



Тибетская флейта ганлин звучит пугающе и изготавливается из человеческой кости.

Наиболее подходящие для изготовления ганлина кости, в порядке от лучших к худшим: девочек-подростков из брахманских семей; мальчиков подросткового возраста того же происхождения; преступников; людей, умерших насильственной смертью; погибших от инфекционной болезни.


Древний ганлин

Для чего так страшно?..

Суетность сансары кажется очень привлекательной. Многие люди вообще не стремятся к освобождению от неё. Чтобы подтолкнуть их на верный путь, нужно показать им сансару с наихудшей стороны — как бесконечную последовательность старения, болезней и смерти. Страшные образы в буддизме служат именно этой цели.

(Конечно, мёртвый музыковед очень сильно упрощает; так ведь и канал не религиоведческий).

Иудаизм

Иудаизм не принадлежит к числу мировых религий, но это учение древнее и почтенное, а кроме того, христианские представления о музыке коренятся в историях Ветхого Завета.

Важно, что музыкальные инструменты изобрёл потомок Каина, Иувал.

Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

Бытие 4:21

В оригинале, конечно, никакие не гусли, а киннор, примитивная арфа.

Но главный музыкант Ветхого Завета (и, пожалуй, всей Библии), царь Давид, "оправдал" музыкальные инструменты в Псалтири.

1:1. Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
1:2. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
1:3. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
1:4. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
1:5. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
1:6. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.


Псалом 150


Давид с киннором в Хлудовской Псалтыри

О значении этих историй в христианстве позже, в иудаизме же важна другая история.

Музыка — безусловно искусство благословенное, дарящее вдохновение и способное приблизить к праведности. Но после разрушения Святого Храма в Иерусалиме могут ли скорбящие о Храме слушать музыку? Или это недопустимое услаждение и развлечение в их скорби?

В древности разные вероучители так и не пришли к согласию. А современные чаще не высказываются категорично и дают лишь обзоры разных мнений. Есть и очень актуальные замечания.

Даже галахические авторитеты, которые придерживаются более строгого мнения, в определенных случаях разрешают слушать музыку, например, когда это необходимо, чтобы вывести человека из депрессии или чтобы он не заснул за рулем (Аз Йедабэру 5:58, Шевет а-Леви 6:69).

Христианство

Музыка в христианстве играет роль огромной важности. Это справедливо для всех Церквей и даже для околохристианских сект.

В православии отношение к музыке самое строгое. Не приемлются музыкальные инструменты, кроме колоколов. Не приемлются никакие эксперименты. Только Рахманинов в XX веке смог переосмыслить традиции и построить нечто новое на древнем фундаменте... но вы когда-нибудь слышали Рахманинова в храме?

Если человек истины не знает, живет вне Церкви, тяжело ему, он пытается пустоту душевную спиртом, музыкой, наркотиками заполнить, но ничто ему не помогает...

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Музыка приравнена к наркотикам. Что здесь прибавить?

Даже паралитургические жанры (не-церковная и не-священная духовная музыка) в православии очень суровы.

Это духовный стих "Житейское море" в исполнении мужского хора Нижнегородской Епархии.



(Мёртвый музыковед любит эту музыку и считает её одним из самых обаятельных чисто музыкально духовных стихов. Прекрасней его только стих "Как душа с телом расставалася", но он невыразимо мрачен).

Много мягче к музыке относится католичество.

Самые великолепные музыкальные произведения, любимые без преувеличения всем человечеством принадлежат к жанру мессы — католической литургии. "Реквием" Моцарта — это именно месса.

Католиков придётся благодарить и за Stella splendens — гимн Деве Марии из "Красной книги монастыря Монтсеррат". Эту книгу составили в XIV веке. Составитель сделал такой комментарий:

Поскольку случается, что паломники, ночуя в церкви Девы Марии Монсерратской, а также днём на церковной площади (где дозволено петь только благочестивые песни) порой изволят петь и танцевать, для этого некоторые [песни] и записаны здесь. Исполнять же эти песни следует благочестиво и смиренно, дабы не тревожить пребывающих в молитве и уединенном созерцании.

"Сияющую звезду" любят и ансамбли старинной музыки, и современные группы, играющие фолк.

Иронично, что одна из двух величайших католических месс написана протестантом — Иоганном Себастьяном Бахом.



Протестантизм приемлет духовную музыку во всех жанрах. "Славьте Господа так, как можете!" — говорит он, и мы должны благодарить его за многие великие хиты.

Но это "так, как можете" в своё время взяли на вооружение многие секты, в том числе очень опасные. Можно найти немало крайне примитивных и нелепых "духовных" песен. И всё это будет протестантская традиция...

В общем, двойственность представлений о музыке мы можем увидеть на примере самых разных христианских учений и в самых разных воплощениях.

Индуизм

Власть звука в индуистских представлениях невероятна. Эта концепция способна поразить воображение даже современного европейца. Сама Вселенная является звуком, сущность материи — это звуковые вибрации.

Очень, очень напоминает теорию струн... О, да!

И звенело болью мгновенной,
Тонким воздухом и огнём,
Сотрясая тело Вселенной,
Заповедное слово "Ом".


Н.Гумилёв, Поэма Начала


Одно из классических изображений Кришны с флейтой

Но всё это — лишь отвлечённая теория. На практике власть человеческой музыки не так уж велика.

Есть истории о магических силах конкретных музыкантов. Тансен, придворный певец императора Акбара, пением особенной "огненной" песни мог вызвать реальный пожар. Когда своевольный император пожелал увидеть настоящие чудеса, Тансен обучил свою дочь "водяной" песне. Лишь благодаря этому Акбар и его придворные остались живы: дочь мага сумела потушить пожар, вызванный её отцом.

В мифах индуизма часто встречаются гандхарвы — дивные небесные существа, чья жизнь посвящена театру и музыке. Но никакой особенной властью они не обладают, как и люди.

...Надо заметить, что буддизм унаследовал эти мифы. Согласно легендам, на горе Гридхракуте Будда проповедовал для существ из всех миров — в том числе и для гандхарвов. А значит, даже беспечные небесные музыканты могут постичь суетность сансары и обрести освобождение.

Ислам

Ислам — единственная мировая религия, в которой нет представления о благой, одобренной Богом музыке.

Музыка может быть либо порочной, либо — в толкованиях либерально настроенных вероучителей — безвредной.

Хотя в интернете можно найти немало записей "мусульманской музыки", действительно допустимо лишь пение азана муэдзином. Всякая другая музыка осуждается более или менее радикально.


Минарет

Различные толкователи опираются в основном на две истории.

Аиша, одна из жён Мухаммада, рассказала о том, как её муж услышал пение двух служанок. И Абу Бакр велел служанкам замолчать, однако Пророк сказал: "Оставь их!" В то время был праздник, и Пророк счёл, что люди могут петь и радоваться, не сдерживая себя.

Другая история отсылает к Абдулле Ибн Умару, который услышал в пути звук свирели пастуха и заткнул уши. Пройдя так некоторое время и уверившись, что звук уже не слышен, он отнял руки и сказал: "Я был вместе с Пророком, и когда он услышал подобное, то поступил именно так".

Есть и другие истории, но в конечном итоге всё сводится к этим двум.

Можно ли верить женщине, пусть даже супруге Пророка?

Удивительно, что в таком тонком вопросе всё упирается в феминизм ;-)

P.S.

Мёртвый музыковед придерживается атеистических воззрений и приносит извинения верующим, которых, возможно, невольно мог оскорбить.


Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5adc9e5457906ae64534837d/chto-govoriat-o-muzyke-religii-5bfe4e6da9f85900a9f1d7c1?from=feed

Теги: музыка религия отношение к музыке

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии: