"Стареющие" кишечные бактерии влияют на здоровье сердца и сосудов

Разместил: МирРа от 31-03-2019, 13:01
"Стареющие" кишечные бактерии влияют на здоровье сердца и сосудов

Стареющая микробиота кишечника (совокупность бактерий и вирусов) может быть отчасти виновата в ухудшении состояния сердечно-сосудистой системы людей, выяснили учёные из Колорадского университета.

Не секрет, что по мере старения человека возрастает риск появления у него сердечно-сосудистых заболеваний. Согласно статистике, даже в США 70% людей в возрасте от 60 до 79 лет страдают той или иной формой этих недугов.

Исследователей давно интересовал вопрос, почему кровеносные сосуды становятся более жёсткими и деградируют с возрастом. Известно, что это преобразование увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. В поисках ответа специалисты решили приглядеться к кишечным бактериям.

В целом исследователи из разных страх не первый год говорят о важности кишечной микробиоты для здоровья всего организма, она в том числе влияет и на развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Теперь же учёные решили выяснить, существует ли прямая связь между изменениями происходящими по мере старения человека с кишечными бактериями и артериальной дисфункцией.

Для этого учёные использовали антибиотики, которые позволили уничтожить обитателей ЖКТ как у старых, так и у молодых мышей.

Кроме того, специалисты изучили состояние эндотелия (внутренней оболочки кровеносных сосудов) сосудов и жёсткость крупных артерий грызунов. Также исследователи измерили содержание в крови воспалительных соединений, свободных радикалов, повреждающих ткани, антиоксидантов и соединений азота, расширяющих кровеносные сосуды.

Спустя нескольких недель "лечения" антибиотиками широкого спектра действия у молодых грызунов изменения в состоянии сосудов не наблюдались. А вот у "пожилых" животных наметились значительные улучшения сразу по нескольким показателям.

"Когда мы подавили работу микробиоты старых мышей, их сосудистое здоровье было восстановлено до состояния молодых мышей", – объясняет старший автор исследования Дуглас Силс (Douglas Seals).

Получается, что микроскопические обитатели кишечников старых грызунов вызывали у последних дисфункцию сосудов.

Известно, что с возрастом разнообразие бактерий в организме снижается. Отсутствие микробного разнообразия может привести к дисбалансу (дисбиозу), который, как считается, является причиной множества возрастных заболеваний.

Поэтому специалисты провели генетическое исследование образцов фекалий мышей, чтобы сравнить состав их кишечных сообществ. Как говорит ведущий автор работы Финна Брант (Vienna Brunt), у старых мышей они наблюдали повышенное количество "провоспалительных" бактерий, которые ранее были связаны другими научными группами с заболеваниями. В частности, у старых грызунов наблюдалось большее число протеобактерий, эта группа включает сальмонеллу.

Специалисты также измерили содержание метаболитов в крови мышей (молекул, продуцируемых микроорганизмами кишечника и всасывающихся в кровь). Учёные заметили высокие уровни одного метаболита у старых грызунов (был повышен почти в три раза), чего не наблюдалось у юных мышей.

Речь идёт о триметиламине N-оксиде (TMAO), который ранее связывали с атеросклерозом и инсультом.

Как уже отмечалось выше, специалисты до сих пор не знают, почему здоровые артерии с возрастом становятся более жёсткими и теряют свои функции. "[При этом] мы давно знаем, что окислительный стресс и воспаление влияют на здоровье артерий, однако мы не понимали, почему артерии начинают воспаляться и что порождает окислительный стресс. Что-то вызывает эти процессы", – говорит Силс.

Теперь же специалисты предполагают, что с возрастом микробиота кишечника начинает производить токсичные молекулы, в том числе TMAO. Попадая в кровь, они вызывают воспаление и окислительный стресс и повреждают ткани.

Как говорит Брант, её группа впервые показала, что изменения в микробиоте кишечника при старении негативным образом сказываются на состоянии сосудов. "Это открывает новый путь возможных вмешательств для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний", – добавляет учёный.

Научная статья по итогам исследования представлена в издании The Journal of Physiology.

Авторы работы предупреждают, что людям преклонного возраста не нужно покупать антибиотики и уничтожать с их помощью свою микробиоту, чтобы снизить риск появления сердечно-сосудистых заболеваний.

Пока исследование проведено только на мышах, и выводы работы ещё только предстоит подтвердить в более крупных и долгосрочных исследованиях, в том числе с участием людей.

А вот что учёные советуют пожилым людям (да и не только), так это стараться поддерживать разнообразие микробиоты. Конечно, это не всегда просто сделать, но учёные в настоящее время изучают, как различные рационы питания сказываются на здоровье кишечника и рисках появления сердечно-сосудистых заболеваний.

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2019-03-29-126794